В последнее время направление франчайзинга набирает огромную популярность, и на мой взгляд, совершенно обоснованно. Начало своего бизнеса с помощью покупки готовой франшизы даёт начинающему предпринимателю широкие возможности. Но такой способ таит в себе и некоторые опасности. Обо всем этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что такое франшиза — даем определение
Классическая формулировка звучит следующим образом.
Франшиза — это комплекс благ, позволяющий юридическим и частным лицам пользоваться брендом, авторскими разработками, моделью бизнеса франчайзера.
Есть еще одно определение франшизы, его я сформулировал сам. Оно больше применимо к построению бизнеса в целом.
Франшиза — это платное право открыть бизнес под эгидой известной торговой марки (бренда), используя его правила, технологии, способ ведения предпринимательской деятельности.
Этот термин можно описывать по-разному. В своем определении я донес термин «франшиза» простыми словами. Давайте рассмотрим как такая модель работает на практике.
Пример из реальной жизни
Начинающий предприниматель Василий Петров решил уйти с работы и начать свой бизнес.
Человек он решительный и тянуть с увольнением не стал. До этого он работал служащим в одном известном банке, был знаком с процедурой выдачи кредитов.
Кроме того за несколько лет Вася наработал хорошую клиентскую базу.
Продав свой автомобиль за 700 000 рублей, Василий купил франшизу пункта выдачи миркозаймов (краткосрочных кредитов).
Опыт работы в банке помог ему быстро получить первую прибыль и наш предприниматель уже через 3 месяца стал зарабатывать больше в 2 раза, чем на работе в банке.
Таким образом, Вася приобрел статус франчайзи и теперь планирует развивать сеть микрозаймовых организаций в своем городе.
На месте Василия можете быть и вы, если решите открыть бизнес по франшизе.
Риски при этом для вас будут существенно ниже, хотя и гибкость бизнеса будет минимальной. Ведь все требования владельца бренда вам придется выполнять на 100%, иначе он имеет право прекратить с вами партнерские отношения.
А что же может быть передано вам по франшизе? — давайте разберем.
В качестве объектов франшизы могут выступать:
- товарные знаки;
- технологии;
- различные виды интеллектуальной собственности (включая компьютерное программное обеспечение);
- льготы и права, которые передающая сторона предоставляет получающей.
Компания, предоставляющая услуги, именуется «франчайзером», получателя права называют «франчайзи». Сама система продвижения услуг называется «франчайзинг».
Права на бренд и технологии не предоставляются бесплатно, а имеют заранее оговоренную стоимость, предполагается, что от такого взаимодействия выигрывают обе стороны сделки. Каталог франшиз 2018 года смотрите тут https://www.biznet.ru/forum145.html
Основные виды и типы франшиз
Франшиза в бизнесе – готовая рабочая схема, которую предприниматель приобретает у франчайзера (как правило, владельца раскрученного бренда).
Для начинающих предпринимателей без большого начального капитала это максимально выгодный и доступный вариант организации собственного коммерческого проекта.
Данная форма предпринимательской деятельности применяется в самых разных отраслях. Существует около 70 направлений бизнеса, в которых можно использовать франчайзинг в разных типах и видах.
Самые выгодные и популярные франшизы касаются следующих сфер деятельности:
- сети розничных супермаркетов и торговых точек (бизнес-ретейл);
- общественное питание (открытие кафе, ресторанов и прочих заведений под известными торговыми марками);
- производство продуктов: открытие хлебопекарни, цехов по изготовлению мороженого, чипсов, сухариков, пива и т.д.;
- красота и здоровье: открытие фитнес-залов, СПА-салонов, точек продажи спортивного питания;
- открытие микрофинансовых компаний и ломбардов по франшизе;
- организация строительного бизнеса;
- открытие региональных филиалов и отделений раскрученных интернет-магазинов.
Это только примерный перечень перспективных направлений. Любые ниши при грамотном подходе могут принести солидную прибыль при минимальных затратах.
Даже технология организация своего доходного сайта, такого как «ХитёрБобёр.ru» может быть формализована и продана по франшизе, при условии отработанных и подтвержденных цифрами экономически-эффективных результатов работы. Т.е. эффективность модели должна быть подтверждена цифрами и временем.
Именно время понадобилось франчайзеру, чтобы апробировать свои технологии, сделать собственные дорогие ошибки и в итоге получить лучшую рабочую технологию, которую и получает франчайзи. Именно за большое количество экспериментов и «шишек» стоит заплатить, чтобы не проходить этот нелегкий путь самостоятельно, а получить готовый ОПЫТ и немедленно внедрить его, получив максимальную отдачу от бизнеса, открытого по франшизе.
Действительно, у этого способа ведения бизнеса много плюсов.